Интернет-Магазин
клуба вегетарианцев

г. Москва +7(903) 791-44-45
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [11]
Книги [3]
Интервью [9]
Стихи [1]
Религия, духовность [1]
другое [5]
Рассылки клуба
Рассылки Subscribe.Ru
Клуб вегетарианцев
Опрос
Как долго вы вегетарианец?
Всего ответов: 2714
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Карта
Locations of visitors to this page
Поддержка проекта
 
№ 41001577278298
* * *
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Статьи

Л.Н. Толстой и вегетарианство

  Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - писатель. Родился в аристократической графской семье. Рано остался без родителей и жил у родственников. В 1844 поступил на вост. ф-т Казанского унта, но фактически не занимался и, не имея возможности сдать экзамены, перевелся на юридический ф-т, где продолжал вести светский образ жизни. В 1847 он оставил ун-т и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил "очень безалаберно". Но все это время в нем проходила напряженная духовная работа: Толстой пытался понять мир и свое место в нем. В 1851 поступил на военную службу на Кавказе и начал серьезно заниматься литературой: были написаны "Детство", "Отрочество", рассказы. В 1854 Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 в чине поручика оставил военную службу, путешествовал по Западной Европе. Вернувшись в Россию, стал мировым посредником, приняв участие в проведении крестьянской реформы, но вызвал неприязнь помещиков защитой крестьянских интересов и был освобожден от должности.

   В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого "поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться". Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения. В 1862 Толстой женился на С.А. Берс и поселился в Ясной Поляне, где написал романы "Война и мир", "Анна Каренина" и др. В 1884 переехал в Москву, где участвовал в переписи населения. Социально-религиозные и философские искания привели Толстого к созданию собственной религиозно-философской системы (толстовства), изложенной им в статьях "Критика догматического богословия", "В чем моя вера" и др. Толстой проповедовал в жизни и художественных произведениях ("Воскресение", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната" и др.) необходимость нравственного усовершенствования, всеобщую любовь, непротивление злу насилием, за что подвергался нападкам как со стороны революционно-демократических деятелей, так и со стороны церкви, от которой Толстой был отлучен решением Синода в 1901. Никогда не оставаясь равнодушным к страданиям людей, он боролся с голодом в 1891, выступил со статьей "Не могу молчать", протестуя против смертных казней в 1908, и др.

 

"Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого

за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой".

А.М. Горький

 

Мы сердцем чувствуем, что то, чем мы живем, то,

что мы называем своим настоящим "я", то же самое не только

 в каждом человеке, но и в собаке, и в лошади, и в мыши, и в

курице, и в воробье, и в пчеле, даже и в растении.

Л.Н. Толстой

 

   В 1910 году, последнем году своей жизни, Л. Н. Толстой неоднократно выражал надежду на то, что через восемьдесят лет все люди станут вегетарианцами и что на мясоедение будут смотреть с таким же отвращением, как и на людоедство. Прошло уже более, чем восемьдесят лет, но вегетарианцев у нас сейчас настолько мало, что, поднимая эту тему, рискуешь быть не только не понятой, но и осмеянной. Сам же Лев Николаевич относился к этой проблеме очень серьезно, ставя его в один pяд с вопpосом о pелигии.

    Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, хотя по постановлению Синода он был отлучен от православной Церкви. Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться ведической философией. Известно, что он готовил к публикации в издательстве "Посредник" серию брошюр о философах и философии Индии. Этот интерес также оставался у него до самых последних дней. Толстой состоял в переписке с индийскими учеными кругами.

  Толстому очень импонировало положение индуизма, согласно которому дух присутствует везде, где есть жизнь, разница — лишь в степени его проявления. В меньшей степени он проявляется в растениях, в большей — в животных, в еще большей — в человеке. В огромной библиотеке Толстого выявлено около ста книг по индуизму. Среди них — брошюра индийского философа-ведантиста Свами Абхедананды "Почему индусы вегетарианцы?" с пометками, сделанными рукой самого писателя. В ней говорится, что отец европейского вегетарианства Пифагор находился под сильным влиянием мудрецов Индии — единственной страны с тысячелетними вегетарианскими традициями. Её жители первыми в мире начали пропагандировать эти традиции другим народам. Эта мысль показалась Толстому важной, и он отчеркнул ее. Причина вегетарианства индусов — в признании единства всего живого мира. "Люби любое живое существо как самого себя, — снова отчеркивает Толстой, — ибо в тебе та же душа, что и в нем".

   Для самого же Толстого своеобразной практической "первой ступенью" к отказу от мясоедения послужил визит в Ясную Поляну в октябре 1885 года английского писателя-вегетарианца Уильяма Фрея, последователя одного из основоположников философии Огюста Конта. От него Лев Николаевич впервые услышал о том, что строение человеческих зубов и длина кишечника доказывают, что человек не хищник. Льву Николаевичу это очень понравилось, но он высказал опасение, достаточна ли растительная пища для человеческого организма. На это Фрей ответил, что человеку свойственна еще более благородная пища, та, которая не требует даже убийства растений, а именно — плоды. Эту же мысль позже мы встречаем в "Круге чтения" Толстого. Сразу же после приезда Фрея Толстой отказался от питания мясом и рыбой, как он рассказывал корреспонденту одной американской газеты. Говорил, что ему легко было отказаться от мясной пищи, гораздо легче, чем от курения.

   Вскоре к Толстому присоединились его дочери. Татьяна Львовна и Мария Львовна не только активно помогали пропагандировать основы этого учения. Татьяна Львовна составила сборник, который назывался "Двести пятьдесят мыслей и изречений философов, поэтов и ученых о воздержании и вегетарианстве". Издан в издательстве "Посредник". А Мария Львовна помогала переводить с английского на русский книгу Уильямса "Этика пищи". Эта книга, представляющая собой собрание жизнеописаний и выдержек из сочинений выдающихся мыслителей pазных эпох — Пифагора, Сенеки, Мильтона, Шиллера, Байрона, — хранится в личной библиотеке Толстого с его пометками. Толстому особенно нравилась идея Эпикура о том, что "главный опустошитель земли и всех морей — это желудок". Свояченица Толстого Татьяна Андреевна Кузьминская, составила книгу "Вегетарианский стол" с рецептами вегетарианских блюд.

   Итак, большой обеденный стол семейства Толстых разделился на две половины. Во главе стола сидела Софья Андреевна Толстая, которая не разделяла вегетарианских побуждений своего супруга, но тем не менее следила за тем, чтобы вегетарианская пища была достаточно калорийной, вкусной. В библиотеке Толстого есть масса книг с рецептами вегетарианской кухни, в которых можно найти записи Софьи Андреевны Толстой.

   По правую руку от Софьи Андреевны сидел Лев Николаевич и с ним вместе те, кто не ел мясного. И на ту сторону стола подавались вегетарианские блюда: щи, картофельный суп, различные каши — гречневая, манная, на грибном бульоне или на молоке. Овсяную кашу, он ел дважды в день. Здесь же присутствует и крупеник, и фаршированный кочан капусты, и салат из помидор, и пельмени с картофелем и рисом.А напротив Толстого — гости.

   "Вегетарианский" круг общения Льва Николаевича заслуживает особого внимания. Так, нередко наведывался в Ясную Поляну великий русский художник Илья Ефимович Репин. Он был весьма строгим вегетарианцем. Сам Репин говорил, что умеренность для тела — это большое счастье. Говорил, что травяной бульон, умело заправленный для придания ему разнообразия, является очень вкусным, питательным и восстанавливающим силы.

   Другой гость — известный русский скульптор-импрессионист Паоло Трубецкой тоже был вегетарианцем, очень любил животных, лепил их. Паоло рассказывал, что видел в Италии скульптурную группу "Пожиратели трупов" — на котоpой изображены гиена и человек. Еще он рассказывал, каким путем пришел к вегетарианству. Однажды в одной из деревень Италии ему пришлось наблюдать ужасную сцену — туда для убоя привезли скот на телеге. И жители всей деревни — от мала до велика — бросились истязать несчастных животных, до того как мясники их убьют. Лев Николаевич так расстроился, что даже стонал — не мог слушать.

  Бывали здесь и другие посетители-вегетарианцы, такие, как Александр Зеленков — врач-гомеопат, основатель первого в России вегетарианского общества в Петербурге и т.д

 Иногда некоторые вегетарианцы упрекали Толстого в непоследовательности, выражавшейся в том, что он пользовался для одежды частями тела животных — носил кожаный пояс, сапоги, даже меховую шапку. На это Толстой отвечал, что он настолько несовершенен, что направляет все свои усилия на исправление более важных недостатков. Лев Николаевич считал, что самое истинное и радостное дело в жизни — растить свою душу. А рост души возможен только через лишения большие и малые. Растить же душу надо для того, чтобы узнать и исполнить волю Божью.

   http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/ - произведения писателя.

Источник: http://subscribe.ru/archive/culture.people.heart/200708/21111559.html
Категория: Статьи | Добавил: Airy (26.09.2010)
Просмотров: 3599 | Теги: Л.Н. Толстой | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Famous Vegetarians
Язык сайта
* * *
Форма входа
Кулинарный курс
Поиск
Облачко
Корзина
Ваша корзина пуста

Клуб Вегетарианцев © 2009 - 2017